Среда, 01.05.2024, 14.00.35 | RSS
Сайт 11 класса МОУ "СОШ с.Питерка"
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Для учащихся » Это интересно » ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС
valeДата: Четверг, 25.10.2012, 22.56.38 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
1. В приведённом ниже отрывке из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
По стенам навеш...(н, нн)о было весьма тесно и бе...толково несколько картин: длинный пожелтевш...й гравюр какого(то) ср...жения с огромн...ми барабанами кричащ...ми солдатами в треуголь¬ных шляпах и тонущ...ми конями без стекла вставле(н, нн)ый в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми(же) кружка-ми по углам. (В)ряд с ними зан...мала (пол)стены огромная почерневшая картина писа(н, нн)ая масл...(н, нн)ыми красками изобр...жавшая цветы фрукты разреза(н, нн)ый арбуз кабан...ю морду и в...севш...ю головою (в)низ утку. С середины потол¬ка в...села люстра в холсти(н, нн)ом мешке от пыли ...делавшаяся похож...ю на ш...лковый кокон в ко¬тором сидит червяк. В углу комнаты была навал. ..(н, нн)а на полу куча того что (по)грубее и что (не)достойно лежать на столах. Что именно нахо¬дилось в куче решить было трудно ибо пыли на ней было в таком изобили... что руки всякого к...савшегося становились похож...ми на перчатки; за¬метнее (про)чего высов...вался (от)туда отломле(н, нн)ый кусок деревя(н, нн)ой лопаты и старая по¬дошва сапога. Никак нельзя было сказать чтобы в комнате сей об...тало живое существо если(бы) (н.. .)возв.. .щал его пр...быванье старый поноше(н, нн)ый колпак лежавший на столе. Пока он ра(с, сс)матривал всё странное убранство отворилась бо¬ковая дверь и взошла та(же) самая ключница ко¬торую встретил он на дворе. Но тут увидел он что это был скорее ключник чем ключница. Ключница по крайней мере не бре...т бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной провол...ки какою чистят на конюшне лошадей.

2. В тексте из предыдущего задания:
A. Укажите устаревшие или звучащие архаично слова и выражения.
Б. Найдите слова, этимологически родственные словам: напер¬сток, шить и облако.
B. Сделайте полный синтаксический разбор 5-го предложения. Надпишите части речи.

3. Прочитайте ещё один отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». О каком лингвистическом явлении идёт в нём речь?
Еще нужно сказать, что дамы города N. отлича¬лись, подобно многим дамам петербургским, необык¬новенною осторожностию и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высмор¬калась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в каком случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намёк на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведёт себя» или что-нибудь вроде этого. Чтоб ещё более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и потому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку, зато уж там, по-французски, другое дело: там позволялись такие слова, которые были гораздо пожёстче упомянутых.

4. Один древнегреческий разбойник укладывал схваченных им путников на специальное ложе, и тем, кому это ложе было велико, вытягивал ноги, а тем, кому было мало - отрубал. Так и появилось из этой греческой легенды выражение. Назовите имя разбойника и выражение, с ним связанное. Объясните значение фразеологического оборота, составьте с ним предложение.

5. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

6. В каких случаях в русском языке, говоря о множестве предметов, употребляют форму единственного числа существительных?

7. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

1. Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного ...
2. Не только женщины, желающие освободиться от ограничений, зависимости и добиться равных прав, добиваются ...
3. О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят ...
4. О постепенном, но неуклонном ухудшении, разрушении говорят ...
5. О частых, непоследовательных изменениях расписания уроков или еще чего-нибудь мы скорее всего пренебрежительно скажем ...
6. Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют ...
7. Порочить кого-нибудь, выставлять в неблаговидном свете — значит ...

Д...в...львация, с...б...рит, д...гр...дация, р...б...л...тация, к...мпр...м...тировать, пр...ор...тет, л...т...ргический, пл...г...ат, л...в...лас, п...н...гирик, с...п...р...тист, ...м...нс...пация, ч...х...рда, экв...в...лент.

8. Придумайте текст радиорекламы этимологического словаря русского языка.
 
valeДата: Четверг, 25.10.2012, 22.58.20 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
По своему философскому содержанию – размышление о жизни в предчувствии смерти – есенинское стихотворение «Не жалею ,не зову ,не плачу…»перекликается с пушкинским «Вновь я посетил тот уголок земли…» Но эта вечная для поэзии тема у Есенина , как и в своё время у Пушкина , звучит оригинально и не повторимо.
Обоснуйте справедливость данного высказывания с помощью сопоставительного анализа стихотворения
С.Есенина «Не жалею ,не зову ,не плачу…» и стихотворения А.С.Пушкина «Вновь я посетил тот уголок земли…»
С.Есенин.А.С.Пушкин.
Не жалею ,не зову ,не плачу… …Вновь я посетил
Не жалею , не зову , не плачу , Тот уголок земли,где я провёл
Всё пройдёт , как с белых яблонь дым. Изгнанником два года незаметных.
Увяданья золотом охваченный , Уж десять лет прошло с тех пор-и много
Я не буду больше молодым. Переменилось в жизни для меня,
И сам ,покорный общему закону,
Ты теперь не так уж будешь биться , Переменился я –но здесь опять
Сердце ,тронутое холодком, Минувшее меня объемлет живо,
И страна берёзового ситца И,.кажется,вечор ещё бродил
Не заманит шляться босиком. Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Дух бродяжий! Ты всё реже ,реже Где жил я с бедной нянею моей.
Расшевеливаешь пламень уст. Уже старушки нет-уж за стеною
О моя утраченная свежесть, Не слышу я шагов её тяжёлых,
Буйство глаз и половодье чувств.Ни кропотливого её дозора.

Я теперь скупее стал в желаньях, Вот холм лесистый,над которым часто
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Я сиживалнедвижим – и глядел
Словно я весенней гулкой ранью На озеро,вспоминая с грустью
Проскакал на розовом коне. Иные берега,иные волны…
Меж нив златых и пажитей зелёных
Все мы ,все мы в этом мире тленны, Оно ,синея,стелется широко;
Тихо льётся с клёнов листьев медь. Через его неведомые воды
Будь же ты вовек благословенно, Плывёт рыбак и тянет за собою
Что пришло процвесть и умереть. Убогий невод.По берегам отлогим
1921г. Рассеяны деревни – там за ними
Скривилась мельница , насилу крылья
Ворочая при ветре…
На границе
Владений дедовских,на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями,три сосны
Стоят – одна поодаль,две другие
Друг к дружке близко,-здесь ,когда
их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал.По той дороге
Теперь поехал я , и перед собою
Увидел их опять.Они всё те же,
Всё тот же их, знакомый уху,шорох –
Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто,голо )
Теперь младая роща разрослась,
Зелёная семья ,кусты теснятся
Под сенью их как дети.А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.
Здравствуй ,племя
Младое , незнакомое! Не я
Увижу твой могучий ,поздний возраст ,
Когда перерастёшь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего .Но пусть мой внук
Услышит наш приветный шум ,когда ,
С приятельской беседы возвращаясь ,
Весёлых и приятных мыслей полон ,
Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
1835

 
Форум » Для учащихся » Это интересно » ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: