Воскресенье, 05.05.2024, 00.09.30 | RSS
Сайт 11 класса МОУ "СОШ с.Питерка"
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Для учащихся » К уроку » ТЮТЧЕВ Ф.И.
ТЮТЧЕВ Ф.И.
valeДата: Воскресенье, 27.11.2011, 11.04.27 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Единство мира и философия природы в его лирике. "Silentium!", "Не то, что мните вы, природа...", "Тени сизые смесились...", "Полдень", "День и ночь", "Осенний вечер", "Как хорошо ты, о море ночное...", "Природа -- Сфинкс..."

Вопросы и задания к стихотворению "Silentium!" (1830?)
1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? Чувства, мечты, мысли, душевные движения.
2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.
3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Какой смысл в том, что лейтмотивом стихотворения становится слово "молчи"? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
4. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
5. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему образы стихотворения от картин ночи движутся к "дневным лучам"?
7. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворение Тютчева "Silentium!" со стихотворением Жуковского "Невыразимое". Есть ли здесь основания для сопоставления?


Сообщение отредактировал vale - Воскресенье, 27.11.2011, 11.05.51
 
valeДата: Воскресенье, 27.11.2011, 11.06.52 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Вопросы и задания к стихотворению "Не то, что мните вы, природа..." (1836)
1. К кому обращены первые строки стихотворения?
2. Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир "внешних, чуждых сил"?
3. В чем родство природы и человека?
4. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы -- это не вина тех, кто "не видит и не слышит"?
5. Как в стихотворение проявилось несогласие Тютчева со сторонниками материалистической философии?
6. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
Вопросы и задания к стихотворению "Природа -- Сфинкс..." (1869)
1. Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом?
2. Какой философский смысл вкладывает поэт в утверждение, что природа "своим искусом губит человека"?
3. Можно ли утверждать, что в этом стихотворении человек и природа изначально враждебны?
4. Есть ли у природы загадка, которую не может разгадать человек, или это иллюзия, обман?
5. Индивидуальное задание. Сопоставьте позднее стихотворение "Природа -- Сфинкс..." с ранними стихотворениями "Не то, что мните вы, природа..." и "Певучесть есть в морских волнах..." Что изменилось во взглядах Тютчева на природу в поздней лирике?
Группа 1. "Осенний вечер" (1830)
1. 1. Какие образы и картины в стихотворении указывают на приметы осени?
2. 2. Выпишите слова и выражения, показывающие, что поэт изображает осенний пейзаж двойственно, в единстве темных и светлых сил.

Светлые силы Темные силы
Светлость вечеров
Умильная, таинственная прелесть
Багряных листьев томный, легкий шелест
Туманная и тихая лазурь
Кроткая улыбка Зловещий блеск
Над грустно-сиротеющей землею
Предчувствие бурь
Порывистый холодный ветр
Ущерб, изнеможенье
Стыдливость страданья
3. 3. Как соотносятся в стихотворении природа и человек? Докажите, что и природа, и "существо разумное" подчинены общим "божественным" законам мирозданья.
4. 4. Как изображает поэт переход от ранней осени к поздней? Что характерно для этого переходного состояния, борьбы стихий?
5. 5. Какие слова и выражения доказывают исключительность, неповторимость изображенного момента? Прелесть, томный, ветр, ущерб, изнеможенье, увяданье, божественный и др.
6. 6. Докажите, что поэт воспринимает осенний пейзаж философски, что он задумывается о проблемах жизни и смерти.
7. 7. Индивидуальное задание 1. Проанализируйте цветовые и звуковые образы стихотворения. Как они помогают понять смысл текста?
8. 8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворения Тютчева "Осенний вечер" и "Есть в осени первоначальной...". В чем, по-вашему, разница в описании осеннего пейзажа и чувств человека?
9. 9. Индивидуальное задание 3. Сопоставьте стихи Тютчева об осени со стихотворениями Пушкина "Осень", "19 октября", фрагментами об осени из романа "Евгений Онегин". Есть ли здесь основания для сопоставления? Можно ли говорить о пушкинской традиции в стихах Тютчева?
 
valeДата: Воскресенье, 27.11.2011, 11.07.52 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Группа 2. "Тени сизые смесились..." (1830-е гг.)
10. 1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому "я"?
11. 2. Почему вечерний час для него -- "час тоски невыразимой"? Как понять слова "Все во мне, и я во всем!". Докажите, что единая "мировая душа" пронизывает и природу, и человека, и его внутренний мир. По мысли Тютчева, человек не равен природе, но и не отделен от нее непроницаемой стеной.
12. 3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
13. 4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
14. 5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях "в час заката" должны находиться человек и внешний мир?
15. 6. Почему лирический субъект жаждет "вкусить уничтоженья"? Как понять этот образ? Что необходимо лирическому "я", чтобы соединиться с природой, проникнуть в ее внутреннюю сущность? Если человеком владеет желание слиться с природой, то за это "блаженство" он "платит" утратой своей личности, своего неповторимого "я", теряет свою индивидуальность.
16. 7. Индивидуальное задание 1. Найдите черты общности в стихотворениях "Не то, что мните вы, природа...", "Тени сизые смесились..." и "Silentium!".
17. 8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворение Ф. Тютчева "Тени сизые смесились..." со стихотворением И. Бунина "Вечер" ("О счастье мы всегда лишь вспоминаем...").
Группа 3. "Полдень" (1830-е гг.)
18. 1. Как в стихотворении передается одухотворенность природы?
19. 2. Какие слова и выражения подтверждают, что природа живет своей жизнью?
20. 3. Какой смысл выявляется в том, что ключевым словом первой строфы становится слово лениво?
21. 4. Какие звукописные образы помогают понять смысл стихотворения?
22. 5. Какой смысл выявляется при анализе пространства текста?
23. 6. Индивидуальное задание 1. Дайте к стихотворению культуроведческий комментарий.
24. 7. Индивидуальное задание 2. Проанализируйте образы, изображающие летний полдень. При помощи каких языковых средств они создаются?
Группа 4. "День и ночь". (1839?)
25. 1. Какова композиция стихотворения? Почему в стихотворении день и ночь противопоставлены?
26. 2. Что, по мнению лирического "я", является истинной картиной мира, а что ложной?
27. 3. Почему по воле богов день "златотканным" солнечным покровом должен скрывать бездну?
28. 4. Как с природными явлениями связаны движения души лирического "я"? Почему день несет душе исцеленье, а ночь -- страхи? Почему именно ночь страшит человека?
29. 5. Можно ли утверждать, что двойственность мироустройства сродни "диалектике души" человека?
30. 6. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворения Тютчева "День и ночь", "Как птичка с раннею зарей...", "Безумие", "Как сладко дремлет сад тёмнозёленый..."
31. 7. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте контекстуальные синонимы к слову день и к слову ночь, которые употреблены в этом стихотворении. Сделайте вывод об эмоциональном наполнении этих понятий.
32. 8. Индивидуальное задание 3. Проанализируйте звукописные образы стихотворения. Можно ли утверждать, что оппозиция день--ночь проявляется в стихотворении и на фонетическом уровне?
Группа 5. "Как хорошо ты, о море ночное..." (1865)
33. 1. В каких отношениях находятся в этом стихотворении человек и море?
34. 2. Какими способами создается образ моря как живого существа?
35. 3. Какое настроение придают тексту обращения, вопросительные и восклицательные конструкции?
36. 4. Проанализируйте зрительные и слуховые образы текста. Как они помогают понять его смысл?
37. 5. Почему человек на фоне моря чувствует себя потерянным? Что мешает ему ощущать мир так же свободно, как море?
38. 6. Какой всеобщий смысл бытия читателю помогает понять картина моря?
39. 7. Что нового вносит автор в изображение мира природы и мира человеческой души?
40. 8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Ф. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..." со стихотворением В. Жуковского "Море" и стихотворением А. Пушкина "К морю". Определите, что в настроении и образном ряде этих стихотворений дает основания для их сопоставления.
 
valeДата: Воскресенье, 27.11.2011, 11.12.11 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
3 урок.
Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России в его творчестве. Человек и история в лирике поэта. "Цицерон", "Эти бедные селенья...", "Над этой тёмною толпой..." Жанр лирического фрагмента в его творчестве. "Нам не дано предугадать...", "Умом Россию не понять...", "Слезы людские, о слезы людские..."
Вопросы и задания к стихотворению "Цицерон"
42. 1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих частей? Стихотворение делится на три смысловые части: 1--4 стихи, 5--8 стихи и 9--16 стихи. Есть мнение, что стихотворение написано под впечатлением революции 1830 года во Франции. В первой части содержится скрытая цитата. Тютчев дает поэтическое переложение слов римского оратора Цицерона из его произведения "Брут, или О знаменитых ораторах" ("Brutus sive de claris oratoribus", XCVI, 330): "...мне горько, что на дорогу жизни вышел я слишком поздно и что ночь республики наступила прежде, чем успел я завершить свой путь", в которых выражается его сожаление о том, что он родился слишком поздно, а не тогда, когда "звезда" "римской славы" находилась в зените. Во второй части стихотворения лирический субъект спорит с римским оратором, возражая его сожалениям. Он утверждает, что Цицерону посчастливилось видеть в республике "закат звезды ее кровавый", и это, по мнению лирического субъекта, чрезвычайно важный этап его жизни. В третьей части стихотворения Тютчев поднимается до философских обобщений. Он уверен, что каждый, "кто посетил сей мир в его минуты роковые" "счастлив", потому что он непосредственный очевидец и участник истории. Ему довелось видеть крушение мира и торжество стихий. В роковые, судьбоносные мгновения истории человек, охваченный борьбой непостижимых им стихий, становится приближенным к богам, бессмертным и всемогущим. Тот, кто лицезрел величественную картину вселенской гибели, смог испытать и ужас, и невиданную красоту. Смертный человек в минуты мировых катастроф "заживо" становится участником пира богов и "их высоких зрелищ". Поэтому в такие мгновения он сам становится "небожителем" и "пьет бессмертье" из их божественной чаши. Таким образом, подтекст тютчевского стихотворения в том, что каждый человек, ставший свидетелем трагических и прекрасных картин истории, становится бессмертным, потому что, как очевидец, он может нести это знание потомкам.
43. 2. Каково настроение стихотворения? Аргументируйте свое мнение. Стихотворение вызывает у читателя торжественное, патетическое настроение. Оно создается возвышенными и архаическими словами и выражениями: оратор, величье, закат звезды ее кровавый, минуты роковые, всеблагие, пир, высоких зрелищ зритель, небожитель, чаша, бессмертье и др. Торжественным интонациям способствуют риторические восклицания и многочисленные инверсии: оратор римский, средь бурь гражданских, закат звезды ее кровавый, минуты роковые, призвали всеблагие и др.
44. 3. Каковы основные образы стихотворения и как они взаимосвязаны? Ключевые образы стихотворения -- это образ римского оратора и возражающего ему лирического субъекта, считающего счастьем жить в переломные моменты истории. Кроме того, важное место в стихотворении занимает картина пиршества богов, вершащих историю, в совет к которым имеют счастье попасть и смертные "в минуты роковые". Человек в истории приобщается к божественным помыслам и свершениям и поэтому бессмертен.
45. 4. Индивидуальное задание 1. Создайте историко-культурный комментарий к стихотворению, истолковав следующие слова и выражения: Цицерон, ночь Рима, римская слава, Капитолийская высота, всеблагие, высокие зрелища, совет, чаша бессмертья. Используйте для этого литературу по римской истории и греческом мифологии.
46. 5. Индивидуальное задание 2. Найдите в стихотворении слова и выражения, которые характерны для романтического стиля. Докажите, что это стихотворение написано в духе романтической традиции.
 
valeДата: Воскресенье, 27.11.2011, 11.13.03 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Вопросы и задания к стихотворению "Над этой темною толпой..."
1. Какова история создания стихотворения. Дайте к нему историко-культурный комментарий. В комментариях Л. Н. Кузиной и К. В. Пигарева к стихотворению "Над этой темною толпой..." сказано: "Непосредственным поводом к созданию стихотворения послужил церковный праздник Успенья Богородицы, на котором Тютчев присутствовал в Овстуге летом 1857 года. В то же время оно отражает думы поэта в связи с предстоящей крестьянской реформой. В сентябре того же года Тютчев высказал опасение, что крепостнический произвол будет заменен другим произволом .в действительности более деспотическим, ибо он будет облечен во внешние формы законности.. (Из письма к А. Д. Блудовой от 28 сентября 1857 года)"[4].
2. Какую проблему ставит поэт в стихотворении? Конкретный факт при создании стихотворения наполняется у Тютчева философским подтекстом. Ставя проблему взаимоотношений между личностью и социум, он уверен, что между ними нет гармонии. Всякий деспотизм губительно действует и на угнетателей, и на угнетенных.
3. Что думает поэт о положении народа? Тютчев выступает против индивидуализма, личных эгоистических чувств власть имущих и сожалеет о "рубцах насилий и обид", которые выпали на долю "непробужденного народа".
4. В чем, по Тютчеву, решение крестьянского вопроса? Спасение поэт видит в осознании высших ценностей и вечных заповедей учения Христа. Он считает, что Свобода, как порождение цивилизации, разгонит сон "долготерпенья" русского народа, но вряд ли она способна излечить "рубцы насилий и обид", "растленье душ" и пустоту, "что гложет ум и в сердце ноет". На вопрос, "кто их излечит, кто прикроет", у поэта один ответ: "Ты, риза чистая Христа...". Русский народ представляется Тютчеву образцом христианского смирения и покорности заветам Христа. Отсюда главными чертами русской нации поэт считает само.отверженность и смирение гордыни.
Вопросы и задания к стихотворению "Эти бедные селенья..."
1. В чем Тютчев видит особенности русской ментальности, особую миссию русского народа? Поэт уверен, что в противостоянии "запад--восток" России отведена особая миссия. Российская империя видится ему непоколебимым утесом, основанным на вере и долготерпении народа, который является образцом смирения и покорности заветам Христа. Поэт утверждает, что бедность России и ее "смиренная нагота" таят в себе богатство и великодушие русского человека. Философские мысли Тютчева о диалектике мира, его внешнем облике и внутреннем содержании наполняются общественно-историческим контекстом.
2. Какие философские мысли об истинном и ложном звучат в стихотворении? По Тютчеву, характерные черты Родины -- это "бедные селенья" и "скудная природа". Но за внешней убогостью кроются неисчерпаемые душевные богатства, свидетельствующие о внутренней силе и могуществе. Именно долготерпенье поэт считает главнейшим качеством истинного христианина.
3. Что дает поэту возможность противопоставлять "восток" и "запад" в пользу России? Тайное сияние русской души не заметит "гордый взор иноплеменный", но оно видно тому, кто, подобно "царю небесному", исходил и познал русскую землю. Судьбу русского народа поэт называет "ношей крестной" и связывает испытания, выпавшие на его долю, с причастностью к деяниям Христовым. Именно поэтому "в рабском виде Царь небесный" исходил родную для поэта землю, благословляя ее смирение, долготерпенье как истинные нравственные ценности.
4. Какие особенности формы стихотворения помогают понять его смысл? Скорбные интонации, связанные с вековой покорностью родной земли, сочетаются с чувством гордости ее внутренней стойкостью и долготерпеньем. Антитеза внешнего и внутреннего подчеркивается знаком тире, делящим первую строфу надвое. Тайные порывы души подчеркивает аллитерация на "р": "кРай Родной долготеРпенья, кРай ты Русского наРода", -- и восклицательные интонации. Воспетая поэтом "смиренная нагота" как важнейшая нравственная норма противопоставлена гордыне "иноплеменного взора", и подтверждается расширением пространства текста. Именно смирение русского человека возвышает его над цивилизованной Европой. Неумение иностранца постигнуть загадку русской души подчеркивается двойным отрицанием в начале второй строфы.
5. Какой смысл заключается в том, что стихотворение заканчивается словом "благословляя"? "Крестная ноша" русской судьбы композиционно вписывается в нравственный контекст: стезя России созвучна пути "царя небесного", наделившего русский народ за терпение и смирение своим благословением. Слово "благословляя" является венцом стихотворения, а умение укрощать в душе пожар страстей, по Тютчеву, является важнейшим качеством человека. Россия достойна Божьей благодати, потому что русский народ способен к смирению эгоизма и индивидуализма и может предпочесть им высшие начала бытия и вечные ценности
 
valeДата: Воскресенье, 27.11.2011, 11.17.50 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
4урок Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и как "поединок роковой". "О, как убийственно мы любим...", "Последняя любовь". "Я помню время золотое..." и "К. Б." ("Я встретил вас -- и все былое...").
Вопросы и задания к стихотворению "О, как убийственно мы любим..."
1. Какой глубинный парадокс открывает Тютчев в любви? Почему человек обречен губить то, что всего милей его сердцу?
2. В чем лирическое "я" стихотворения видит свою вину перед возлюбленной?
3. Какой смысл в том, что в стихотворение поэт вводит образ "двойника" лирического "я", который судит его, открывает ему всю тяжесть вины?
4. Почему его любовь принесла женщине лишь страданья?

Стихотворение "Еще томлюсь тоской желаний..." посвящено памяти первой жены Тютчева Элеоноры Петерсон, урожденной графини Ботмер. Она умерла в 1838 году вскоре после пожаре на пароходе "Николай I", где она находилась вместе с детьми. Нервное напряжение подорвало ее здоровье, и Тютчев, переживая ее смерть, поседел за одну ночь.
Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утраты. Ключевые образы текста -- это Он и Она. Лирический субъект не может забыть свою любовь. Анафоры первой строфы стихотворения усиливают глагольную лексику, передающую невозвратимость и невосполнимость утраты. Но воспоминания о ней "в сумраке". Это говорит о том, что ее незабвенный образ лирический субъект не может забыть, хотя, вероятно, прошло уже много времени, омраченного горечью воспоминаний.
Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического субъекта самому себе. Он называет ее образ "недостижимым", подчеркивая тем самым ее нравственное превосходство. В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств. Однако глубина чувства создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Человек, который способен много лет "в сумраке воспоминаний" искать на небе свою неизменную звезду, несомненно, способен на настоящее, высокое чувство.


Сообщение отредактировал vale - Понедельник, 28.11.2011, 21.40.28
 
valeДата: Воскресенье, 27.11.2011, 21.44.42 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post153472110/
Прикрепления: 2758719.jpg (86.6 Kb)


Сообщение отредактировал vale - Воскресенье, 27.11.2011, 21.45.55
 
valeДата: Понедельник, 28.11.2011, 21.39.02 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Стихотворение "Она сидела на полу..."посвящено второй жене Тютчева, урожденной баронессе Пфеффель, и, по мнению Л. Н. Кузиной и К. В. Пигарева, имеет в основе жизненный факт. Э. Ф. Тютчева, разбирая письма, уничтожила часть своей семейной переписки. Тютчев сделал из этой бытовой ситуации лирический шедевр. Две первые строфы построены по одной модели. В двух первых стихах каждой из строф изображается бытовой факт: "Она сидела на полу и груду писем разбирала...", "брала знакомые листы и чудно так на них глядела". Во двух вторых стихах каждой строфы поэт поднимается о философского обобщения, переданного при помощи символических сравнений. Она брала письма, "как остывшую золу" и смотрела на них, "как души смотрят с высоты на ими брошенное тело...".
Письма, как одно из главных средств общения в XIX веке, порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма хранили, берегли, перечитывали. Поэтому уничтожение переписки казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички своей жизни и своей души. Отсюда сравнение писем с "остывшей золой" и мертвым "брошенным телом", которое покинула душа.
Вершина в развитии чувства в третьей строфе, наполненной возвышенной лексикой и риторическими восклицаниями. Лирический субъект текста готов "пасть...на колени", созерцая "роковую минуту" прощения с прошлым, ощущая неотвратимый бег времени, когда нельзя вернуть пережитое и заново ощутить горесть "минут любви и радости убитой". В стихотворении Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный к талантливому изображению глубинных человеческих переживаний
 
Форум » Для учащихся » К уроку » ТЮТЧЕВ Ф.И.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: