Суббота, 18.05.2024, 18.09.16 | RSS
Сайт 11 класса МОУ "СОШ с.Питерка"
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Для учащихся » К уроку » А.С.ПУШКИН
А.С.ПУШКИН
valeДата: Воскресенье, 18.09.2011, 19.59.54 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Вопросы и задания к стихотворению "Погасло дневное светило..." (1820)
1. К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Какие черты романтизма проявились в нём? Это элегическое раздумье о жизни и судьбе человека, оценка своих прежних надежд и мечтаний. Образ лирического "я" близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним, между ожиданием свободы и её отсутствием у изгнанника поневоле и т. д.
3. Как соотносятся в стихотворении внешние факты жизни и внутренние порывы души? Реальные события становятся основой для психологического переживания, выраженного в форме элегического воспоминания.
4. Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана? Грозная стихия океана созвучна душе поэта.
5. В каком ключе рисуется в стихотворении природа? Природа не только необычна, но и внутренне противоречива. Для поэта важно не правдивое описание необычного морского пейзажа, а его мощь и свобода, стихийное движение.
6. На чем основана композиция стихотворения? Инверсия, контраст, безграничная перспектива, аллегория.
7. Какой смысл придают стихотворению эмоционально-оценочные эпитеты и глаголы в повелительном наклонении?
Вопросы и задания к стихотворению "Я пережил свои желанья..." (1821)
1. Какова история создания стихотворения? Стихотворения было создано в Каменке, и Пушкин хотел ввести его в поэму "Кавказский пленник". Докажите, что это элегия.
2. Какова композиция стихотворения? Элегия делится на две части, в которых переживания лирического "я" сопоставлены с картиной поздней осени.
3. Каково основное настроение стихотворения? Какие образы его усиливают?
4. Какая лексика помогает изображению душевного состояния лирического "я"? Что в ней характерно для романтического стиля?

Вопросы и задания к стихотворению "Демон" (1823)
1. Дайте характеристику центральному образу стихотворения.
2. Как проявились в образе Демона черты романтического героя? Подтвердите свои суждения текстом.
3. В чем различие в восприятии мира Демоном и лирическим "я" стихотворения? Чья жизненная позиция кажется вам более нравственной? Почему?
4. Можно ли считать скептическое отношение Демона к миру проявлением трагического разочарования поэта в прежних ценностях?
5. Есть мнение, что "злобный гений" -- это не знакомец поэта, а он сам в период утраты прежних, возвышенных "впечатлений бытия". Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина "Демон" с XV строфой главы I романа "Евгений Онегин".
Вопросы и задания к стихотворению "И путник усталый на Бога роптал..." (1825)
1. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.
2. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?
3. Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией? Докажите, что он нашел отражение в стихотворении "Пророк".
4. Докажите, что в стихотворении, как и во всем цикле, отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском.

Вопросы и задания к стихотворению "Если жизнь тебя обманет..." (1825)
1. Что, по мнению поэта, помогает человеку преодолеть жизненные испытания? Какие свойства души он для этого должен воспитывать в себе?
2. В чем философский смысл стихотворения?
3. Как он связан с библейскими мотивами?
4. Как в стихотворении проявляется присущий лирике Пушкина гуманизм и оптимизм?


Сообщение отредактировал vale - Воскресенье, 18.09.2011, 20.04.41
 
valeДата: Воскресенье, 18.09.2011, 20.28.22 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. "Разговор Книгопродавца с Поэтом", "Поэт", "Поэту" ("Поэт! Не дорожи любовию народной..."), "Осень".
Вопросы и задания к стихотворению "Разговор Книгопродавца с Поэтом" (1824)
Вопросы и задания к стихотворению "Разговор Книгопродавца с Поэтом" (1824)
1. 1. Как в репликах Поэта отразилась эстетика романтиков? Подтвердите свои мысли примерами.
2. 2. Какая лексика и стилистика характерна для эстетической позиции Поэта? Как лексико-стилистический анализ помогает понять смысл стихотворения?
3. 3. Докажите, что для Поэта поэзия выше всего земного.
4. 4. Какова пушкинская оценка творческой позиции Поэта?
5. 5. Почему в финале Поэт переходит на прозу?
В стихотворении "Поэт" творчество понимается Пушкиным как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности. В нём ставится альтернатива: поэт -- избранник или он свой "среди детей ничтожных мира"? Пушкин решает этот вопрос новаторски. Поэт у него становится божьим избранником лишь в минуты творчества.
Вопросы и задания к стихотворению "Поэт" (1827)
1. Как композиция стихотворения помогает понять его смысл?
2. Сопоставьте ключевые образы, лексику и стилистику двух частей стихотворения. В чем смысл их противопоставления?
3. Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
4. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
5. Как можно объяснить поведение поэта в процессе творчества? Почему он бежит от мира и людей?
6. Как Пушкин решает в стихотворении проблему поэта и толпы?
7. В чем вторая часть стихотворения созвучна созданному ранее "Пророку"?
8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина "Поэт" со стихотворением Веневитинова с тем же названием.
Стихотворение "Поэту" ("Поэт! Не дорожи любовию народной...") связано с финальной строфой "Памятника", но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно "хвалу и клевету" и прислушиваться только к "веленью божию". А в стихотворении "Поэту" автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду толпы тем, что он сам -- "свой высший суд". Необходимо обратить внимание учащихся на то, что перед ними сонет. Эта строгая поэтическая форма -- результат размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.
Вопросы и задания к стихотворению "Поэту" (1830)
1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
2. Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис -- развитие тезиса -- антитезис -- синтез?
3. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта "в детской резвости"? Какая лексика характерна для изображения толпы?
4. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
5. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
6. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
Вопросы и задания к стихотворению "Осень" (1833)
1. Соответствует ли поведение человека сезонным изменениям в природе?
2. Что происходит с природой в разные времена года и как в это время ведет себя человек?
3. В чем философский смысл пробуждения творческого вдохновения осенью, когда природа увядает?
4. Можно ли утверждать, что осенью поэт творит новый мир вопреки увяданию природы?
5. Какой характер придает стихотворению его разговорные интонации: многочисленные обращения, восклицания, вопросительные конструкции?
6. Почему стихотворение заканчивается открытым финалом? В чем его драматический смысл?
7. Что нового вносит стихотворение "Осень" в развитие темы поэта и поэзии в лирике Пушкина?
8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение "Осень" и описание природы в романе "Евгений Онегин" (гл. IV, стр. XL--XLII). Какова роль изобразительно-выразительных средств языка для создания этих пейзажных картин?
 
valeДата: Воскресенье, 18.09.2011, 20.32.32 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. "Вольность", "Свободы сеятель пустынный...", "Из Пиндемонти".
Вопросы и задания к оде "Вольность" (1817)
1. Как в оде отразилось отношение Пушкина к Французской революции и русскому самодержавию?
2. Какую роль в жизни общества поэт придает закону? Как соотнесена с законом свобода?
3. В чем отличие отношения к законности в "Вольности" Пушкина и в произведениях Державина "Фелица" и "Властителям и судиям"?
4. Какие события русской и европейской истории поэтически переосмыслены Пушкиным?
5. Найдите в оде "Вольность" признаки жанра. Подтвердите свои мысли примерами.
Вопросы и задания к стихотворению "Свободы сеятель пустынный..." (1823)
1. Определите общий эмоциональный настрой стихотворения.
2. Какой смысл придает тексту эпиграф из Евангелия?
3. Почему слова свободы, обращенные сеятелем к народам, не находят у них отклика? Что является препятствием для достижения вольности?
4. Как помогает постижению смысла композиция стихотворения?
5. Какую характеристику личности лирического "я" дает автор в первой строфе? Какие слова и выражения подтверждают искренность его помыслов и действий?
6. Как характеризуются "мирные народы"? Что звучит в авторских оценках: осуждение или жалость? Аргументируйте свою позицию.
7. Какие атрибуты рабства сопутствуют угнетенным и непросвещенным народам? Какой смысл эти образы придают тексту?
8. Как помогает понять авторскую позицию синтаксические конструкции стихотворения?
Вопросы и задания к стихотворению "Из Пиндемонти" (1836)
1. Какой смысл придает стихотворению его композиция?
2. От каких прав отказывается лирический герой? Почему он это делает?
3. Выявите политический подтекст выражения "Зависеть от властей, зависеть от народа -- Не всё ли нам равно".
4. Какие права человека поэт считает самыми главными? Подтвердите свои мысли текстом.
5. Какими способами создается иронический пафос первой части и торжественный, возвышенный характер текста в 10--21 стихах?



Сообщение отредактировал vale - Воскресенье, 18.09.2011, 20.33.45
 
valeДата: Воскресенье, 09.10.2011, 16.08.11 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Группа 1. "Скупой рыцарь".
1. Проанализируйте монолог Альбера в сцене I и монолог барона в сцене II? Как в характерах отца и сына отразились две эпохи рыцарства? Какие две "правды" отстаивают герои?
2. Докажите, что и Барон, и Альбер находятся во власти "презренного металла".
3. Прочитайте вслух и затем проанализируйте разговор барона с герцогом со слов герцога "У вас, барон, есть дети?" до конца трагедии. Почему сын соглашается на дуэль с отцом? Прокомментируйте последнюю реплику герцога.
Вывод. Конфликт трагедии не находит разрешения на уровне вечных ценностей. Деньги отнимают у барона и Альбера их души. Каждый из героев так и остается носителем своей "правды", и конфликт двух людей становится конфликтом людей и века, их породившего. "Ужасный век" рождает "ужасные сердца" и разрушает человечность, которая гибнет в столкновении с низкими страстями.
Группа 2. "Моцарт и Сальери".
1. Проанализируйте первый и второй монологи Сальери в сцене I. Прав ли он, считая, что гениальность -- награда за длительный и упорный труд? Какие доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ними не согласиться? Обоснуйте свое мнение.
2. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача? Как каждый из них представляет гармонию жизни?
3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте сцену в трактире. Какие образы-символы связаны с внутренним состоянием Моцарта? Человек, одетый в черном -- мой черный человек -- как тень -- он с нами сам-третей сидит. В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что "гений и злодейство -- две вещи несовместные"? Как его мысль о гениях, избранниках, "пренебрегающих презренной пользой", можно связать с эстетическим идеалом Пушкина?
Вывод. Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность -- дар свыше, гениальность -- спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Трагедийность финала усиливается тем, что хотя утверждается правда Моцарта, но Сальери перестает быть оплотом ортодоксальности и незыблемости. Он впервые засомневался и поэтому перестал быть символом, что для него равносильно смерти.
Группа 3. "Каменный гость".
1. Какие характеристики дают Дон Гуану и Доне Анне монах, Лепорелло, Лаура и Дон Карлос (по сценам I и II)? Какой символический смысл заключен в образах Дон Гуана и Доны Анны?
2. Проанализируйте разговор Дон Гуана и Доны Анны на кладбище (сцена III) со слов "Случай, Дона Анна, случай увлек меня..." Докажите, что оба персонажа противоречивы. Дон Гуан искренен в любви к Доне Анне в момент объяснения с ней, как и ко всем прежним женщинам, но, по сути, несет на себе демоническую печать. Дона Анна -- символ ангельского начала, образец чистоты и кротости, но, как истинная испанка, она готова откликнуться на чувства Дон Гуана.
3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте фрагмент сцены IV со слов Дон Гуана "Скажите мне: несчастный Дон Гуан вам незнаком?" до его слов "Прощай же, до свиданья, друг мой милый". Как в этой сцене переплетаются проблемы любви и смерти? С позиций вечных ценностей дайте оценку словам Дон Гуана: "Что значит смерть? за сладкий миг свиданья безропотно отдам я жизнь". Какой смысл выявляется в том, что Дон Гуан гибнет с именем Доны Анны на устах?
Вывод. Дон Гуан представлен в трагедии как символ демонического начала. Любовь только тогда приносит ему наслаждение, когда она смертельно опасна. В этом образе связываются два состояния бытия -- жизнь и смерть. Мгновенные наслаждения любовью Дон Гуан переживает как прикосновение к вечности. Осужденный судьбой на постоянные любовные приключения, он раб этого порочного круга. Образ Доны Анны условен, поэтому ее будущее в трагедии не намечено. А Дон Гуан в момент наконец-то настигнувшей его смерти впервые понимает высокий и серьезный смысл жизни и любви.


Сообщение отредактировал vale - Воскресенье, 09.10.2011, 16.08.46
 
valeДата: Воскресенье, 09.10.2011, 16.09.53 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Группа 4. "Пир во время чумы".
1. Как ведут себя перед лицом смерти герои маленькой трагедии: молодой человек, Мери, Луиза, Председатель? Объясните мотивы их поведения.
2. Сопоставьте песню Мери с гимном Председателя. Что общего в этих песнях? Как в них выражается два отношения к смерти? Мери поет о любви, которая сильнее смерти. Однако перед лицом смерти привычные ценности теряют свой смысл. Председатель призывает человеческий дух противостоять гибельной угрозе чумы, он бросает вызов судьбе. Он прославляет Чуму за то, что она мобилизует силы и волю человека, которые не дают его разуму помутиться и сохраняют величие души. Но его гимн смерти означает и презрение к жизни, порожденное отчаянием. Поэтому картина мира в сознании Председателя предстает искаженной, дисгармоничной.
3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте диалог священника и Вальсингама со слов священника "Безбожный пир, безбожные безумцы!" до конца трагедии. Какой смысл в этой сцене приобретает тема памяти? Что меняется в отношении Вальсингама к смерти в финале? Почему герой не следует за священником, но уже и не принимает участия в пире?
Вывод. В противостоянии враждебным и гибельным стихиям, самой судьбе человек становится равным им. Такая борьба с Роком становится для него залогом бессмертия, как скажет об этом Пушкин и в лирике 1830-х годов: "Самостоянье человека -- залог величия его". Истинная ценность человека в его стойкости перед ударами судьбы.
 
valeДата: Воскресенье, 09.10.2011, 16.12.51 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
"Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся -- и которые напечатаем тоже Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает"
 
valeДата: Воскресенье, 09.10.2011, 16.13.37 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Группа 1. "Выстрел".
1. Кто в повести рассказывает истории о двух дуэлях? Какой композиционный смысл имеет в повести постоянная смена рассказчиков?
2. Докажите, что все рассказчики показаны автором в развитии.
3. Дайте характеристику Сильвио. Как автор развенчивает в нем ореол романтического героя?
Группа 2. "Метель".
1. Какие черты сентиментальной повести есть в "Метели"?
2. Докажите, что повесть "Метель" пронизана авторской иронией.
3. Что изменилось в характерах главных героев "Метели" в результате их жизненных испытаний?
Группа 3. "Гробовщик".
1. Какую роль в повести играет фантастический сюжет?
2. Какой философский смысл приобретает в повести тема жизни и смерти?
3. Дайте характеристику Адриану Прохорову. Докажите текстом, что него и для автора важный смысл имеют ценности семейной жизни.
Группа 4. "Станционный смотритель".
1. В чем трагедия Самсона Вырина? Докажите текстом , что он не только маленький человек и страдающий герой, но и не лишен заблуждений.
2. Как в повести переосмысливается известный библейский сюжет о блудном сыне?
3. Как Пушкин осмысливает закономерности и противоречия социального неравенства?
Группа 5. "Барышня-крестьянка".
1. Докажите, что подлинные лица почти всех героев повести скрыты за подражательными масками. Подтвердите свое мнение цитатами.
2. Что в повести является предметом пушкинской иронии?
3. Что сближает повесть "Барышня-крестьянка" с так ми произведениями, как "Ромео и Джульетта" Шекспира, "Жан Сбогар" Нодье, "Бедная Лиза" Карамзина?
Задания для всех групп.
1. Найдите в повестях черты сентиментализма и романтизма.
2. Докажите, что романтические истории, изложенные Белкиным, стали основой реалистического цикла.
 
Форум » Для учащихся » К уроку » А.С.ПУШКИН
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: