Воскресенье, 05.05.2024, 01.38.56 | RSS
Сайт 11 класса МОУ "СОШ с.Питерка"
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Для учащихся » К уроку » Дополнительное задание по текстоведению.
Дополнительное задание по текстоведению.
valeДата: Суббота, 17.12.2011, 19.58.13 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Выполняйте в данных текстах.
Задание 4-5( по выбору)

Анализ текста
(1)Красноватые, освещенные солнцем стройные стволы сосен стоят, как колонны какого-то прекрасного здания. (2)В голубом небе, как в прозрачной спокойной воде, купаются темные-зеленые вершины. (3)Под ногами мягкий, чуть скользкий ковер из сухой хвои.(4)Бодрящий сосновый запах вызывает желание глубже дышать, а дальше сосны сменяются густыми елями.(5)Лес темнеет. (6) Вы с трудом пробираетесь между их колкими лапами.
(7)В еловом лесу и сыро, и даже немного мрачно. (8)Зато как радуют взгляд при выходе из ельника сверкающие белизной стволы берез! (9) Легкий ветер пробегает в высоте, и зеленая листва переливается, колышется, шумит, играет. (10)Хорошо в лесу! (11) Но вы больше смотрите вниз, себе под ноги, почти не замечая красот меняющейся растительности . (12) Из вашей корзины виднеются коричневые, красные, желтые шляпки грибов (13) Вам хочется собрать побольше белых, подосиновиков, рыжиков, груздей. (14)Но где искать те или иные грибы? (15)Если бы вы, срезая гриб, замечали, под каким деревом он рос, то сделали бы интересные выводы.
(16)Под соснами вы нашли рыжики и маслята, под осиной – красные подосиновики, под березами – подберезовики. (17) В молодом ельнике и дубравах – грузди. (18)Белые грибы встречаются под соснами, елями и березами. (19)Но все они разные: то высокие на стройной ножке, то зарытые в мох, круглые как шарики. (20)Иногда вы эти грибы находите под другими деревьями. (21)Но посмотрите хорошенько – и в этом месте, наверное, найдете остатки старых пней или корней деревьев, с которыми «дружны» грибы. (22)Чем вызвана такая «дружба» грибов с деревьями?
(23)Собирая мелкие белые грибы, вы разрывали мох и верхний слой земли и , наверное, заметили, что черный перегной пронизан белыми нитями, образующими под грибами плотные сплетения, это грибница. (24)Действительно, из-под шляпок старых грибов высыпаются мелкие споры. (25)В этом можно убедиться, положив срезанную шляпку гриба на бумагу, предварительно покрытую клейстером или другим клеем. (26)Через день на бумагу высыплются кружком споры. (27)Под пластинчатыми грибами (сыроежки) споры высыпаются звездой, так же, как расположены пластинки. (28)Из спор во влажной и богатой органическими веществами почве вырастают грибные нити, образующие грибницу.
( По Н. М. Верзилину)
В1. Укажите стиль речи и тип текста
1) Публицистический стиль, повествование с элементами описания
2) Художественный стиль, описание
3) Разговорный стиль, рассуждение
4) Научный стиль. Описание
В8. Какое средство выразительности используется в предложении 1,2,19, 27,
1) Гипербола
2) Сравнение
3) Метафора
4) антитеза

№ 2
По моему глубочайшему убеждению, двадцать первый век должен быть веком гуманитарной культуры.
Природа – чудо из чудес. Миллионы лет она сама управлялась со своими трудностями, рождала жизнь в любых условиях. Человек – высшая точка её развития. И у него есть долг перед природой . Он обязан помогать животным, птицам, растениям, помогать, не ожидая взамен немедленной награды. Уничтожая природу, он уничтожает среду собственного обитания и в конечном итоге уничтожает самого себя.
1. Определите тип речи.
1) Описание
2) Описание с элементами повествования
3) Повествование
4) Рассуждение-размышление
2. Определите стиль речи.
1) Разговорный
2) Научный
3) Публицистический
4) Художественный
3. Какова задача данного высказывания?
1) Сообщить сведения, имеющие научное значение
2) Обменяться мнениями, впечатлениями с близкими или хорошо знакомыми людьми
3) Сообщить сведения, имеющие деловое информационное значение.
4) Передать информацию об актуальных вопросах с целью воздействия, формирования общественного мнения.
4. Укажите средство связи второго и третьего предложений.
1) Синоним
2) Местоимение
3) Повтор одного и того же слова
4) Союз

 
valeДата: Суббота, 17.12.2011, 19.59.51 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
Текст №3 УТРО В ЛЕСУ
Наступает утро в лесу. На солнечной полянке, где возвышается большой дуб, всё оживает, слышится шёпот листьев. Лес наполняется шорохами и звуками. Солнышко улыбается румяными щёчками, а лёгкий ветерок колышет шёлковую травку.
Бельчонок с рыжей шёрсткой весело спрыгивает с ветки дуба и бежит к чёрному пню, сожженному прошлым летом молнией. Он из дупла разглядел жёлто-коричневый жёлудь, упавший в жёлоб на пне, и решил сделать запас на зиму. По пути зверёк натыкается на гриб-боровичок, похожий на бочонок. Вдруг бельчонок замечает ежиное семейство во главе с папой-ежом и решает, что гриб надо спасать. Зверёк ловко подкапывает жёсткую землю и мчится с грибом в своё убежище. Папа-ёж уже нашёл какой-то корешок и ищет ещё что-нибудь съестное.
Звонко щебечут птицы, выводят потомство, хлопочут, заботясь о птенцах. Малышок-кукушонок запищал в гнезде. Мать-кукушка пристроила его в чужой дом. Он еще не оперился, всё его тело покрывает лёгкий пушок. Открывая широко свой точёный клюв, кукушонок очень смешон. Хочется кушать, а червячок на завтрак – лучшее лакомство.
Старичок-дуб приютил многих лесных жителей. Вот паучок сплёл паутинку-решётку, и повесил на сучок. Ждёт, когда жучок или мушка попадут в ловушку. Гусеница с усиками, похожая на щётку, сидит на жёваном листочке, глазки-щёлочки еле видны.
Молодой бычок из ближайшей деревни заблудился в чащобе, но всё-таки сумел выскочить на освещённую солнцем полянку. А за ним уже сломя голову бежит деревенский пастушок. Жорка одет в ветровку с капюшоном и шорты. Он возмущён поведением бычка, который принялся скакать, как чокнутый. Мальчишка откинул со лба чёлку, вытащил из кармана печёный пирожок, протянул бычку, погладил его бочок. Пойдём домой, Снежок!
Стихло. Оглушённое тишиной, всё вокруг перестало щёлкать и трещать. Послышались трели дирижёра леса – соловья. Слушая музыку, вылезли из норок и щёлок букашки, а кузнечик и сверчок застрекотали с новой силой. Лесной мышонок высунул мордочку из норки, прислушиваясь…
Хорошо в лесу!
1. Проведите текстоведческий анализ текста( тема, идея, стиль, тип речи).
2. Назовите изобразительно- выразительные средства:
А) эпитеты
Б) сравнения
В) метафора
Г) олицетворения
Д) оксюморон

.
 
valeДата: Суббота, 17.12.2011, 20.01.17 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Репутация: 26
Статус: Offline
№ 4
(1) Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.
(2) Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3) Я сказал бы, что душа – это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4) Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебнике психологии. (5) В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле. (6) И всё это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди. (7) Между тем у меня душа своя, и я знал о ней с очень далёкого времени, почти с детства, когда лил потихоньку слёзы о том, что я вышел на свет не такой, как все. (8) Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал своё назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам и есть то необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным. (9) И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…
(10) И ещё прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.
(11) И ещё совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей и душа – это и значит любовь.
(12) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!
(13) Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (14) Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15) Лето было жаркое, осень сухая. (16) Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой.
(17) Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен. (18) Только в четвёртом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (19) Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20) И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождём мой плащ промок. (М. Пришвин)
Сочинение –рассуждение( 50-70 слов) Объясните, как вы понимаете смысл слов текста: «А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!»
Текст №5
(1) Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом… (2) И человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (3) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим человека, человека как такового? (4) Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д'Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петёфи, Лермонтов и Толстой. (5) Да мало ли… (6) Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. (7) Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? (8) Конечно, мощные орудия и приспособления… (9) Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дёрнуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. (10) Пожалуй, трусишка-то и дёрнет в первую очередь. (11) Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (12) Мы слышим и видим на тысячи километров, наши руки чудовищно удлинены. (13) Мы можем ударить кого-нибудь даже и на другом материке. (14) Руку с фотоаппаратом мы дотянули уже до Луны. (15) Но это всё – мы. (16) Когда же «ты» останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра – просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты с признаками раннего артериосклероза камней в левой почке (про дух я уж не говорю), что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?
(17) Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но всё равно за письменный стол человек садится в отдельности. (18) Вот примерно о чём я подумал, когда в ультрасовременной гостинице большого европейского города, в отдельном недешёвом номере не оказалось обыкновенного – четыре ножки и доска – письменного стола. (В. Солоухин)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл слов текста: «Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но всё равно за письменный стол человек садится в отдельности».
 
Форум » Для учащихся » К уроку » Дополнительное задание по текстоведению.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: