ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
| |
vale | Дата: Воскресенье, 27.11.2011, 20.29.30 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Статус: Offline
| Основные литературные жанры
Лирика Ода Стихотворение восторженного характера в честь какого-либо значительного лица или события. Стихотворение Небольшое произведение, созданное по законам поэтической речи Элегия Стихотворение - философское раздумье о жизни, любви, природе, течение времени. Песня Стихотворение, предназначенное для пения. Дума Стихотворное произведение об исторических событиях и народных героях; может носить характер лирических размышлений. Послание Лирическое произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. Эпиграмма Краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо. Эпос Рассказ Небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека. В таком кратком эпизоде из жизни человека автор раскрывает существенные типические черты жизни. Очерк Изображаются события, реально происходившие в жизни, участники которых существовали в действительности. Новелла Отличается четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки. Повесть В повести изображается ряд событий, освещающих целый период жизни человека. В древнерусской литературе повестью называли всякое повествование о событиях исторической или частной жизни. Роман Отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в развитии. В событиях, изображенных в романе, обычно принимают участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых переплетаются. Роман-эпопея Роман, освещающий особенно сложный и богатый жизненный материал, охватывающий целую эпоху. Драма Трагедия В этом произведении характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель. Драма • Всякое произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи. • Произведение, которое изображает сложный и серьезный конфликт, напряженную борьбу между действующими лицами. Комедия Произведение, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера. Мистерия Средневековая драма, исполнявшаяся на латинском языке первоначально в католических церквях, а позже как народное зрелище. Ее содержанием являлись инсценировки какой-либо церковной легенды с интермедиями. Мелодрама Драма, действующие лица которой резко делятся на добродетельных героев и отъявленных злодеев. Имеют необычайную судьбу, наделены исключительными чувствами, попадают в неправдоподобные острые положения, которые заканчиваются благополучно. По законам жанра добродетельные герои после многих превратностей судьбы всегда одерживают победу. Фарс Веселая комедия бытового содержания. Водевиль Небольшая шутливая театральная пьеса, с куплетами и танцами, веселая одноактная комедия. Трагикомедия Совмещает в себе черты трагедии и комедии.
|
|
| |
vale | Дата: Воскресенье, 27.11.2011, 20.30.49 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Статус: Offline
| ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ 1. Лирическая поэма - крупное стихотворное произведение, в котором лирические монологи, личное начало преобладают над сюжетным повествованием. • С. Есенин. "Черный человек"; А. Блок. "Соловьиный сад". 2. Гимн - хвалебная песнь божеству или герою, прославление какого-либо события или страны. Гимн начинается восхвалением лица или предмета, которому он посвящен, затем следует перечисление подвигов, завершается гимн молитвой или пожеланием. Возник как лирический жанр еще в Древней Греции, разновидности церковных гимнов (канон, акафист и другие) оформились в Византии и оттуда пришли на Русь. Русские поэты использовали жанр гимна при создании сатирических произведений (М. Ломоносов. "Гимн бороде"; гимны В. Маяковского). • Гимны Алкея, Сафо. 3. Ода - торжественное лирико-ораторское произведение, воспевающее кого-то или что-то. • Оды А. Сумарокова, М. Ломоносова, Г. Державина. 4. Кантата - стихотворно-музыкальное произведение, исполняемое по какому-либо торжественному случаю. • Кантаты В. Тредиаковского, Г. Державина. 5. Лирическое стихотворение - небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. Пределы каждого стихотворения ограничены сферой определенного переживания, автор стремится сосредоточить жизнь в едином мгновении, в предельной конкретности которого художественным усилием открывается состояние мира. Такое сосредоточение мира в лирическом миге - общий принцип лирических стихотворений. • А.Пушкин. "Я помню чудное мгновенье..."; М. Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива... 5.1. Лирическая миниатюра - стихотворение из 2-8 стихов, заключающее законченную мысль или передающее одно какое-то чувство. • А. Пушкин. "Я вас любил: любовь еще, быть может..." 5.2. Стихотворение в прозе - небольшое прозаическое произведение лирического характера (используются обычно те же средства выразительности, что и в обычном стихотворении). • Стихотворения в прозе И. Тургенева. 6. Лирическая песня литературного происхождения - стихотворение, написанное по образцу народных песен, которое впоследствии кладется на музыку и исполняется одним лицом, ансамблем или хором. • Песни А. Кольцова. 7. Элегия - жанр, передающий в свободной стихотворной форме жалобу, печаль или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. • Элегии В. Жуковского, А. Пушкина. 8. Послание - стихотворное обращение к какому-либо лицу или к группе лиц; тематика и эмоциональная окраска разнообразны. • Стихотворные послания А. Пушкина. 9. Посвящение - особый лирический жанр, стихотворение, предваряющее большое произведение и обращенное автором к какому-либо лицу, названному или неназванному по имени. Функция посвящения - создание тесных, доверительных отношений между автором и читателем. • Посвящение А. Пушкина П. А. Плетневу предваряет роман "Евгений Онегин". 10. Идиллия - стихотворение, изображающее безмятежную жизнь пастухов и пастушек, земледельцев, рыбаков на лоне прекрасной природы. • Н. Гнедич. "Рыбаки"; идиллии В. Жуковского. Эклога - стихотворение, близкое по содержанию к идиллии. Обозначает, однако, по преимуществу действие, бытовую сценку. Эклоги делились на драматические (диалог), эпические (повествование), смешанные. • А. Сумароков. "Дориза"; И. Богданович. "Эклога" ("Уже осенние морозы гонят лето..."). 11. Надпись - малый поэтический жанр, который возник еще в литературе Древнего Востока. Главные черты - указание в тексте на какое-либо изображение (на портрет, на статую и т.п.), которому посвящена и является как бы подписью к нему надпись - описание картины или скульптуры. • А. Пушкин. "На статую играющего в свайку", "Царскосельская статуя", "К портрету Жуковского". 12. Мадригал - короткое стихотворение, обращенное обычно к женщине и содержащее комплимент, похвалу, лестную оценку. • А. Пушкин. "Мадригал М...ой"; М. Лермонтов. "Мадригал". 13. Эпиграмма - противоположность мадригалу, короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. • Эпиграммы А. Пушкина, П. Вяземского. 14. Эпитафия - стихотворная надгробная надпись или короткое стихотворение, посвященное умершему. Может быть условная эпитафия, которая имеет чаще всего сатирический характер. • А. Пушкин. "Моя эпитафия"; Н. Карамзин. "Эпитафии".
|
|
| |
vale | Дата: Воскресенье, 27.11.2011, 20.32.43 | Сообщение # 3 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Статус: Offline
| Основные стихотворные размеры
двусложные Формула стопы Название размера Ударные слоги Примеры ямб 2,4,6,8… Еще в полях белеет снег, А воды уж весн6ой шумят... (А.Фет) хорей 1,3,5,7… Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость… (С.Есенин) пиррихий Сочетание двух подряд безударных слогов в стопе Топи да болота, Синий плат небес… (С.Есенин) спондей «лишнее» ударение в стихотворной строке Швед, русский колет, рубит, режет… (А.С.Пушкин) трехсложные дактиль 1,4,7,10… Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит… (Н.А.Некрасов) амфибрахий 2,5,8,11… В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли… (М.Ю.Лермонтов) анапест 3,6,9,12… Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталось лохматой…. (А.А.Блок)
- это обозначение ударного слога это обозначение безударного слога.
Стихотворная речь – речь, по-особому организованная. РИТМ – равномерное чередование звуков, смена интонации, логического ударения, повторов для усиления художественного воздействия на читателя. СТОПА – это регулярное сочетание ударного слога с безударными. УДАРЕНИЕ – это выделение слога силой голоса. СТИХ – одна строка.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР: 1.Расставьте ударение в каждом стихе. 2. Пронумеруйте каждый слог и выпишите на поля номера ударных слогов:
Как ныне сбирается вещий Олег 2,5,8,11
Отмстить неразумным хазарам… 2,5,8
3. Сверьтесь с таблицей. Это трехстопный амфибрахий.
|
|
| |
vale | Дата: Воскресенье, 27.11.2011, 20.34.38 | Сообщение # 4 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Статус: Offline
| Основные способы рифмовки
РИФМА – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. Основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных, а также звуковым повтором окончания стиха, подчеркивая междустрочную пауза и ритм стихотворения. В зависимости от расположения ударений в рифмующихся строфах рифма бывает:
Тип рифмы Примеры 1 мужская (с ударением на последнем слоге стиха) Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. (А.С.Пушкин) 2 женская (с ударением на предпоследнем слоге стиха) Как мне близок и понятен Этот мир – зеленый, синий, Мир живых прозрачных пятен И упругих, гибких линий. (М.Волошин) 3 дактилическая (с ударением на третьем от конца стиха слоге) Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 4 гипердактилическая (с ударением на четвертом и последующих от конца стиха слогах) Идет Балда, покрякивает, А поп, завидя Балду, вскакивает… (А.С.Пушкин) .В зависимости от совпадения звуков различается рифма точная и неточная. Точная Неточная: Мой дядя самых честных правил, Ах, какая усталость под вечер! Когда не в шутку занемог, Недовольство собою и миром и всем! Он уважать себя заставил Слишком много я им улыбалась при встрече, И лучше выдумать не мог! Улыбалась, не зная зачем.
Основные способы рифмовки
рифма Условные обозначения ПРИМЕРЫ перекрестная А Б А Б Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит… (Н.А.Некрасов) смежная (параллельная) А А Б Б Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. (А.С.Пушкин) кольцевая А Б Б А Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь умчалась рано, По лазури весело играя… (М.Ю.Лермонтов)
|
|
| |
vale | Дата: Воскресенье, 27.11.2011, 20.36.00 | Сообщение # 5 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Статус: Offline
| СТРОФИКА
Звукопись – «прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению»': Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы: Теперь не то, и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам. (А. С. Пушкин)
Звуковые повторы — прием усиления изобразительности текста путем повторения сочетаний звуков: Вдали, в долине, играют Грига... (И. Северянин)
Аллитерация — повторение одинаковых согласных звуков в поэтической речи: Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон... (А. С. Пушкин)
Ассонанс — повторение одинаковых гласных звуков в поэтической речи: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж: юношей безумных, — Я предаюсь моим мечтам. (А. С. Пушкин)
|
|
| |
vale | Дата: Воскресенье, 27.11.2011, 20.37.46 | Сообщение # 6 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Статус: Offline
| ВИДЫ СТРОФЫ: Моностих – стихотворение из одной строки: Покойся, милый прах, до радостного утра. (Н.М.Карамзин)
Двустишие (дистих) — простейшая форма строфы, состоящая их двух стихов одинакового или неодинакового ритмического строения; бывает самостоятельным стихотворением (в жанре эпиграммы, эпитафии, надписи): Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущенной душой. (А.С. Пушкин)
Трехстишия — строфа из трех стихов, может иметь три вида: 1) все три стиха на одну рифму; 2) два стиха рифмуются, третий холостой; 3) два стиха рифмуются, третий имеет рифму в смеж¬ной строфе (терцины). Возьми на радость из моих ладоней Немного солнца и немного меда, Как нам велели пчелы Персефоны, Не отвязать неприкрепленной лодки, Не услыхать в меха обутой тени, Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Нам остаются только поцелуи, Мохнатые, как маленькие пчелы, Что умирают, вылетев из улья. (О. Мандельштам) Терцет — стихотворная строфа, состоящая из трех стихов, рифмующихся между собой или с соответствующими стихами последующего терцета: Под сенью гор Тавриды отдаленной Певец Литвы в размер его стесненный Свои мечты мгновенно заключал.
У нас еще его не знали девы, Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы. (А. С. Пушкин) Часто терцетами заканчиваются сонеты, как приведенный выше фрагмент из стихотворения А. С. Пушкина «Сонет».
Хокку (хайку) — жанр японской поэзии, 17-сложное трехстишие (5+7+5), часто с цезурой (паузой) после 2-го стиха: Стаял зимний снег. Озарились радостью Даже лица звезд. (Исса)
Катрен — строфа, состоящая из четырех стихов с перекрестной или опоясывающей рифмовкой: Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя... (М. Ю. Лермонтов) Пятистишие — строфа из пяти строк, напоминающая «расширенный» на одну строку катрен: Ты кинешь камешек, и вновь зыбь круговая гладь встревожит. О нет, звезде не прекословь, растаять в сумраке не может мой лучший луч, моя любовь... (В. Набоков) Танка — древнейший жанр японской поэзии: нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7); традиционная тематика — любовь, разлука, странствия, времена года: Шум сосновых вершин... Не только в голосе ветра Осень уже поселилась, Но даже в плеске воды, Бегущей по камням речным. (Сайге)
|
|
| |
vale | Дата: Воскресенье, 27.11.2011, 20.38.13 | Сообщение # 7 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 328
Статус: Offline
| Секстина — строфа, состоящая из шести стихов (сочетание катрена и двустишия): Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам. Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. (А. С. Пушкин) Октава — строфа из восьми стихов, где первые шесть стихов рифмуются между собой, а седьмой и восьмой стихи связываются парной рифмовкой (абабабвв): Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. (А. С. Пушкин) Одическая строфа — строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды: О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. (М.В. Ломоносов)
Онегинская строфа — принадлежащая А.С. Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин»; состоит из 14 стихов со строгой схемой рифм — абабввггдееджж; ее образуют три четверостишия различной схемы рифмовки (перекрест¬ной, смежной и опоясывающей) и заключительное двустишие: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...
Сонет — стихотворный лирический жанр, состоящий из двух катренов и двух терцетов (итальянский сонет) или из трех катре¬нов и одного двустишия (английский сонет): Благословляю день, минуту, доли Минуты, время года, месяц, год, И место, и предел чудесный тот, Где светлый взгляд обрек меня неволе. Благословляю сладость первой боли, И стрел целенаправленный полет, И лук, что эти стрелы в сердце шлет, Искусного стрелка послушен воле
|
|
| |
|