Учащиеся должны знать, что в исходном тексте и форма и содержание представляют его автора. Чтобы правильно определить позицию автора, выпускник должен понять, с какой целью создавался данный текст, как относится автор к поднятой проблеме, какие он видит варианты ее решения. Обучая формулировке авторской позиции, можно предложить учащимся клише: *
Автор считает, что…
*
Автору важно убедить читателя в том, что…
*
Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
*
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…
*
«…», - это высказывание точно отражает позицию автора.
Можно предложить ученикам подсказку: если основная проблема сформулирована в форме вопроса, то ответ на него – это и есть позиция автора. А прокомментировать авторскую мысль помогут также варианты (клише):
*
Справедливость высказанных автором суждений несомненна.
*
Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.
*
Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…
Излагая позицию автора исходного текста, ученик должен пояснить, на основании чего он делает подобный вывод: сослаться на материалы текста, эмоции автора, языковые средства, композицию текста.
Не у всех наших учеников 11-го класса сформировано умение излагать и аргументировать свою точку зрения. Чаще всего они соглашаются с позицией автора, но при этом лишь формально заявляют об этом. Однако в этом случае должно быть сказано самое главное: почему согласен с автором, почему он прав. Без этих рассуждений невозможно выстроить свою аргументацию, смысл которой для ученика в том, чтобы показать актуальность, важность рассматриваемой в исходном тексте проблемы.
В заключение несколько советов выпускникам:
1.
Еще раз прочитайте текст. Вдумайтесь в его тему и проблему. О чем идет речь и что об этом думает автор?
2.
Решите, какой жанр, тип и стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Рецензию или эссе? В любом случае это должно быть рассуждение – ведущий тип речи в обоих жанрах.
3.
Определите замысел: разделяете ли вы мнение автора текста или не согласны с ним. В первом случае ищите дополнительные доказательства или примеры из вашего читательского или жизненного опыта, во втором найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание проблемы.
4.
Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. С чего начать? О чем говорить в основной части работы? Чем закончить?
5.
Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах выпускников:
*
Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация – толкование затронутой в тексте проблемы.
*
Не начинайте сочинение с местоименной фразы ( В этом тексте говорится…).
*
Не сообщайте, сколько в тексте предложений и абзацев, не выстраивайте цепочки ключевых слов, раскрывающих ту или иную тему, так как у вас нет времени для формального (структурного) анализа текста.