Воскресенье, 19.05.2024, 06.52.26 | RSS
Сайт 11 класса МОУ "СОШ с.Питерка"
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Для учащихся » ЕГЭ » готовимся к выполнению задания части С по русскому языку
готовимся к выполнению задания части С по русскому языку
DoCДата: Понедельник, 01.11.2010, 23.39.57 | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 17
Репутация: 32767
Статус: Offline
Содержание экзаменационной работы по русскому языку для выпускников проверяет весь комплекс языковой подготовки учащихся:

*

лингвистическую компетенцию, т.е. владение знаниями о языке и речи и умение пользоваться ими в работе с языковым материалом;
*

языковую компетенцию, т.е. практическое владение родным языком, его лексикой, грамматикой;
*

коммуникативную компетентность, или владение умениями адекватно воспринимать чужие высказывания и создавать собственные.

Качество монологического письменного высказывания выпускника зависит от того, как сформированы его основные умения и навыки. Однако ни для кого не секрет, что далеко не все наши ученики владеют навыками работы с текстом, а не овладевшие искусством чтения и понимания прочитанного беспомощны на ЕГЭ при написании части С. Как же помочь учащимся написать сочинение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему? Ученик способен правильно понять исходный текст только тогда, когда он овладеет умением разгадать замысел автора. Как научить выпускника вдумчиво, осмысленно читать и извлекать нужную информацию из прочитанного? Как помочь увидеть и прокомментировать основную проблему, поднятую автором, правильно определить его позицию и сформулировать свою? Как формировать умение ученика правильно выстраивать сочинение-рассуждение, какие аргументы выбрать для доказательства своей точки зрения? Эти вопросы волнуют каждого учителя-словесника, готовящего одиннадцатиклассников к ЕГЭ!

Анализ текста следует начинать с его внимательного прочтения и определения темы и проблемы. Задача учителя – формировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, и верно сформулировать основную проблему. Учащиеся должны знать, что основная проблема – это та, которая, во-первых, является объектом раздумий автора, во-вторых, к которой он не единожды возвращается, в-третьих, по которой заявлена авторская позиция.

Необходимо также научить выпускника видеть способы выражения проблемы в исходном тексте. Если текст публицистического стиля, проблема может быть выражена тезисно, открыто в одном предложении или фрагменте, а также в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах, чаще всего в начале и в финале текста. А в текстах художественного стиля проблема выявляется путем анализа поступков, речи героев. Сформулировать же проблему исходного текста можно как в виде вопроса, так и в виде лаконичного предложения.

 
DoCДата: Понедельник, 01.11.2010, 23.40.06 | Сообщение # 2
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 17
Репутация: 32767
Статус: Offline
Учащиеся должны знать, что в исходном тексте и форма и содержание представляют его автора. Чтобы правильно определить позицию автора, выпускник должен понять, с какой целью создавался данный текст, как относится автор к поднятой проблеме, какие он видит варианты ее решения. Обучая формулировке авторской позиции, можно предложить учащимся клише:

*

Автор считает, что…
*

Автору важно убедить читателя в том, что…
*

Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
*

Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…
*

«…», - это высказывание точно отражает позицию автора.

Можно предложить ученикам подсказку: если основная проблема сформулирована в форме вопроса, то ответ на него – это и есть позиция автора. А прокомментировать авторскую мысль помогут также варианты (клише):

*

Справедливость высказанных автором суждений несомненна.
*

Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.
*

Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…

Излагая позицию автора исходного текста, ученик должен пояснить, на основании чего он делает подобный вывод: сослаться на материалы текста, эмоции автора, языковые средства, композицию текста.

Не у всех наших учеников 11-го класса сформировано умение излагать и аргументировать свою точку зрения. Чаще всего они соглашаются с позицией автора, но при этом лишь формально заявляют об этом. Однако в этом случае должно быть сказано самое главное: почему согласен с автором, почему он прав. Без этих рассуждений невозможно выстроить свою аргументацию, смысл которой для ученика в том, чтобы показать актуальность, важность рассматриваемой в исходном тексте проблемы.

В заключение несколько советов выпускникам:

1.

Еще раз прочитайте текст. Вдумайтесь в его тему и проблему. О чем идет речь и что об этом думает автор?
2.

Решите, какой жанр, тип и стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Рецензию или эссе? В любом случае это должно быть рассуждение – ведущий тип речи в обоих жанрах.
3.

Определите замысел: разделяете ли вы мнение автора текста или не согласны с ним. В первом случае ищите дополнительные доказательства или примеры из вашего читательского или жизненного опыта, во втором найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание проблемы.
4.

Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. С чего начать? О чем говорить в основной части работы? Чем закончить?
5.

Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах выпускников:

*

Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация – толкование затронутой в тексте проблемы.
*

Не начинайте сочинение с местоименной фразы ( В этом тексте говорится…).
*

Не сообщайте, сколько в тексте предложений и абзацев, не выстраивайте цепочки ключевых слов, раскрывающих ту или иную тему, так как у вас нет времени для формального (структурного) анализа текста.

 
Форум » Для учащихся » ЕГЭ » готовимся к выполнению задания части С по русскому языку
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: